Важнейшая задача владельца развивающегося бизнеса — правильно определить цели и выстроить
оптимальную концепцию стратегического развития. Реализовать задуманное поможет выбор
действенных инструментов, эффективное планирование, привлечение необходимых ресурсов.
Все это требует от бизнес-владельца немалых затрат и усилий. В результате груз непосредственных
управленческих функций, рутинной работы становится для владельца балластом, препятствующим
реализации глобальных стратегических задач и контроля критически важных бизнес-проектов.
Становится очевидным одно: владельцу бизнеса необходимо сосредоточиться на решении
последних, оставив текущее каждодневное управление бизнес-процессами топ-менеджерам
компании. В результате появляется дополнительное время и возможности для оценки и
конструктивного осмысления того, в каком направлении движется бизнес и что еще нужно
сделать для его улучшения. Важно и то, что неэффективно совмещая функции владельца
и управленца, бизнесмен может быть занят лишь в одном из сегментов хозяйственной
деятельности компании (например выполнять обязанности финансового директора), или
напротив, заниматься целым рядом вопросов, «управлять всем понемногу», не концентрируясь
должным образом на отдельных направлениях.
Цена такого владельческого поведения — упущенные возможности, нереализованные проекты,
невозможность контролировать все рисковые точки одновременно. Выход из ситуации —
возложение обязанностей владельца как части управленческих функций на наемного директора
и топ-менеджеров. В результате последние получают реальные рычаги управления, однако
за владельцем остается весь спектр позиций (вплоть до единолично принятых решений
по кадрам), играющих решающую роль в стратегическом развитии компании.
Передача управления наемному директору
Итак, оптимальным решением проблемы станет передача функций непосредственного управления
наемному директору. Во избежание возможных проблем, связанных с дублированием функций
и возникновением конфликтных ситуаций, следует предварительно предпринять ряд организационных
мер:
- подготовить бизнес к передаче, в процессе чего целесообразно произвести его ревизию
на предмет актуальности отдельных проектов и направлений деятельности, а также решить
вопросы отложенные в «долгий ящик»;
- создать и сформировать штат отдела владельца с системой и регламентом владельческого
контроля над стратегически важными проектами и сегментами хозяйственной деятельности
компании;
- подобрать кандидатуру наемного директора, сформировать индивидуальный мотивационный
пакет и систему оплаты, обеспечить необходимое обучение;
- в качестве руководителя отдела владельца осуществлять контроль реализации стратегического
плана по рисковым и критически важным позициям, инициировать проведение аудита, осуществлять
проверки качества бизнес-процессов и рентабельности проектов, решать другие задачи
путем проведения типовых мероприятий, установленных регламентом.
Таким образом, группу основных объектов владельческого контроля составляют персонал
компании, капитализация и финансовые расходы, производство и технологии, вопросы
безопасности фирмы.