МОЁООО.РФ

Ваша шпаргалка на начальных этапах бизнеса

Ознакомившись с данными статьями вы сможете найти ответы на многие вопросы

Полезные издания

Полезные программы

Полезные статьи

Заказ услуг

 

ФИО:

 

Телефон:

 

Электронная почта:

 

Ваш вопрос:

 

Главная

О проекте

Контакты

2012-2013 © МОЁООО.РФ
копирование материалов сайта строго запрещено

Внутрифирменное планирование

В условиях возрастающей конкуренции и возникающих проблем со сбытом внутрифирменное планирование является одним из самых значимых слагаемых в успешной деятельности предприятия. Разработка собственного плана позволяет управленческому звену компании создать четкое представление о состоянии компании на настоящий момент, векторе ее сегодняшнего движения и, самое важное, определить путь желаемого развития, выбрав для этого все необходимые инструменты.

Таким образом, планирование как важнейшую составляющую менеджмента фирмы следует рассматривать в трех аспектах:
- функциональном: план определяет цели и приоритеты и позволяет выбрать конкретные методы и технологии достижения результата;
- системном: план является системой взаимосвязанных управленческих решений;
- процессном: планирование как поэтапный процесс позволяет достигать и корректировать результаты на той или иной стадии развития компании.

В основе всех трех аспектов лежит экономический фактор, приоритетность рационального и эффективно решения хозяйственных задач, которую вместе с тем нельзя рассматривать в отрыве от предприятия как социального организма: успешная реализация плана возможна лишь при условии разделения поставленных целей членами коллектива и интеграции всех уровней персонала при решении стратегических и тактических задач.

Виды планирования

Различают несколько видов внутрифирменного планирования по срочности:

- стратегическое — разработка стратегического плана представляет собой экономическое обоснование развития компании на перспективу в несколько лет, в документе определяются цели и приоритеты, этапы, принципы и методы достижения стратегически обозначенных результатов;
- тактическое, конкретизирующее стратегию — предусматривает объем решений, которые необходимо реализовать в краткосрочной перспективе на определенном этапе;
- текущее, или оперативное — связано с решением оперативных задач, сроки выполнения которых могут варьироваться от дня до квартала и т.д. (в зависимости от специфики задачи).

Если стратегия определяет кардинальные линии развития фирмы и основной набор методов, тактика детализирует объем действий и инструментов на примере конкретных решений, в рамках минимального числа альтернатив и фиксированного графика действий. Текущее планирование, помимо плановых задач, решает и все внепланово возникшие вопросы (конфликты, форс-мажор и т.д.).

Помимо этого, с учетом различных измерителей, классификация планов различает регулярные (политика, стандарты, правила) и уникальные планы, представленные в виде проектов и программ.

Принципы планирования

Планирование базируется на обязательных принципах, вне которых план не может существовать как экономическое обоснование. Это:

- принцип единства, при котором предприятие рассматривается как единая интегрированная система, для которой характерны взаимосвязи и координация всех ее многоуровневых элементов (подразделений);

- принцип непрерывности: планирование осуществляется вне зависимости от изменения внешних и внутренних условий работы предприятия и вызванных этим корректировок; непрерывность процесса обеспечивается составлением скользящих, а также годовых, квартальных и месячных планов;

- партисипативность, или принцип участия: в реализации планов задействованы все члены коллектива как участники бизнес-процессов — от руководства до рядовых исполнителей;

- принцип гибкости - возможность при необходимости внести в план экономически обоснованные (как правило, за счет ресурсной базы) корректировки;

- точность — планирование результатов (например, по сбыту продукции), которые будут достигнуты с гарантированной точностью; данный принцип, как правило, обеспечивается благодаря тесному сотрудничеству с уже имеющимися клиентами компании.

Уровни планирования

Реализация планирования осуществляется на трех взаимодействующих уровнях:

- на высшем, корпоративном уровне осуществляется интеграция планов стратегических бизнес-единиц (подразделений) и функциональных служб с распределением финансовых потоков на их реализацию;

- на уровне подразделений осуществляется планирование действий и решений по освоению конкретного сегмента рынка;

- на уровне служб компании в плане формулируется экономическое обоснование их работы с расчетом затрат и определением рациональных способов повышения эффективности их деятельности.

Процесс планирования

Разработка внутрифирменного плана — многоступенчатый процесс, и решающую роль в нем играют два первых этапа, определяющих вектор дальнейшего развития компании.

SWOT-анализ — начальный этап, на котором анализируется и дается оценка состоянию фирмы на данный момент и той совокупности внешних факторов, которые необходимо учитывать при планировании. Это установление исходной, отправной точки, от которой выбирается направление движения и способы реализации планов.

Целеполагание — формулирование ясных, достижимых в плановый период и измеримых методами контроля целей с учетом выявленных внешних угроз и потенциала фирмы. Цели конкретизируются по количественным показателям на уровне задач; вместе с тем, формулируются и общие, основные цели-вехи, такие как достижение определенных позиций на рынке, улучшение качества продукции и т.д. При этом целеустановка может осуществляться как собственно от «отправной точки» (например, повышение объема производства на определенный процент в запланированный период), либо более комплементарным способом, при котором вначале задается желаемый результат и далее разрабатываются конкретные задачи и способы их решения.

Разработка плана — собственно внутрифирменное планирование, включающее в себя разработку, анализ и оценку нескольких вариантов и выбор наиболее эффективной альтернативы. По результатам выбора определяются конкретные механизмы и инструменты достижения поставленных в плане целей, выбираются способы контроля за его выполнением.

Непосредственная реализация плана с внедрением процедур и правил, информированием членов коллектива, отслеживанием и выполнением контрольных функций, использованием инструментов по их корректированию (при необходимости).